Любой бизнес-план должен содержать всестороннее описание проекта. Чтобы не упустить важную информацию, предлагаем вам опираться на основные разделы бизнес-плана (основные разделы могут называться по-разному, быть объединены или разбиты на дополнительные подразделы):
Описание заявителя проекта |
- сведения о претенденте; статус, уставный капитал, финансовое положение; когда, кем, с какой целью была / будет основана фирма - организационно-правовая форма, структура собственности (учредители и их доли) - структура управления, количество работников и их квалификация - поддержка проекта местной администрацией - текущие и имевшие место в прошлом финансовые обязательства (кредитная история) |
Описание проекта |
- описание проблемы, решаемой в рамках проекта - описание потребительских качеств коммерческого продукта / услуги - описание технологии, используемой в проекте - конкурентные преимущества коммерческого продукта - защита интеллектуальной собственности, если она используется в проекте - календарный график реализации проекта с указанием этапов, сроков, достигаемых результатов, ответственных лиц и необходимых ресурсов |
Исследование рынка
|
- описание отрасли (уровень конкуренции в отрасли, прогноз на будущее – рост/спад, сезонность и т.д.) - описание рынков сбыта (прогноз роста рынка; емкость потенциального рынка; доля рынка, которую проект рассчитывает занять; структура рынка; описание основных потребителей и их потребностей; описание каналов сбыта продукции) - описание конкурентов (основные прямые конкуренты, их сильные и слабые стороны, характеристика существующих аналогов продукции на рынке) - прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении) - отзывы потребителей о продукции |
Производственный план
|
- программа производства и реализации продукции, технология производства - требования к организации производства - состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг) - поставщики сырья и материалов, ориентировочные цены; - альтернативные источники снабжения сырьем и материалами - численность работающих сотрудников и затраты на оплату труда - стоимость производственных основных фондов - форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений - годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции; - стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете |
Организационный план
|
- список необходимых сотрудников - организация работы - распределение функций и задач в коллективе - привлечение сторонних организаций и специалистов - затраты на персонал - календарный план мероприятий по запуску проекта |
Маркетинговый план
|
- каналы рекламы и затраты на нее - способы продвижения компании и ее продукции (услуг) - прогнозируемый эффект от маркетинга – объем продаж, количество клиентов и сделок - преимущества и недостатки продукции относительно конкурентов - конечные потребители; особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект - организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта) - обоснование цены на продукцию (метод установления цены, конкурентоспособность цены, возможные скидки, надбавки) - программа по организации рекламы, примерный объем затрат |
Финансовые показатели
|
- описание системы налогообложения и других условий финансовых расчетов - список этапов проекта, их стоимость (основные направления вложений финансовых средств по проекту) - предложения внешним инвесторам (возможный объем заимствований, предполагаемый процент выплат по займу); - описание возможного залога, гарантий, поручительств при займе |
Оценка рисков
|
список основных проблем, с которыми может столкнуться компания, их возможные последствия и план мероприятий по их минимизации |
Резюме проекта
компактное изложение содержания всего документа на нескольких страницах, здесь важно правильно расставить акценты с учетом адресата и цели подготовки бизнес-плана
|
- краткое описание компании (наименование, история развития, учредители и их доли, успешно реализованные проекты, область деятельности) - название проекта и краткое описание проекта - цели проекта - коммерческий продукт проекта, его краткая характеристика; - ресурсы проекта (общая стоимость проекта, потребность в дополнительных финансах и сумма собственных вложений, потребность в человеческих ресурсах) - показатели социально-экономической и финансовой эффективности проекта (прибыльность, срок окупаемости, количество уплачиваемых налогов) - описание рынка, конкурентные преимущества продукта / услуги проекта - команда проекта (деловая характеристика основных участников и их предыдущих успехов, важных для реализации предлагаемого проекта) - стратегия маркетинга (планируемая доля рынка через 3-5 лет, методы продвижения) - условия привлечения инвестиций (процент выплат по займу, размер получаемой прибыли на инвестиционный капитал, условия выхода инвестора из проекта, приемлемые для заявителя) |