Основные разделы бизнес плана

 

Любой бизнес-план должен содержать всестороннее описание проекта. Чтобы не упустить важную информацию, предлагаем вам опираться на основные разделы бизнес-плана (основные разделы могут называться по-разному, быть объединены или разбиты на дополнительные подразделы):

Описание заявителя проекта

- сведения о претенденте; статус, уставный капитал, финансовое положение; когда, кем, с какой целью была / будет основана фирма

- организационно-правовая форма, структура собственности (учредители и их доли)

- структура управления, количество работников и их квалификация

- поддержка проекта местной администрацией

- текущие и имевшие место в прошлом финансовые обязательства (кредитная история)

Описание проекта

- описание проблемы, решаемой в рамках проекта

- описание потребительских качеств коммерческого продукта / услуги

- описание технологии, используемой в проекте

- конкурентные преимущества коммерческого продукта

- защита интеллектуальной собственности, если она используется в проекте

- календарный график реализации проекта с указанием этапов, сроков, достигаемых результатов, ответственных лиц и необходимых ресурсов

Исследование рынка

 

- описание отрасли (уровень конкуренции в отрасли, прогноз на будущее – рост/спад, сезонность и т.д.)

- описание рынков сбыта (прогноз роста рынка; емкость потенциального рынка; доля рынка, которую проект рассчитывает занять; структура рынка; описание основных потребителей и их потребностей; описание каналов сбыта продукции)

- описание конкурентов (основные прямые конкуренты, их сильные и слабые стороны, характеристика существующих аналогов продукции на рынке)

- прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении)

- отзывы потребителей о продукции

Производственный план

 

- программа производства и реализации продукции, технология производства

- требования к организации производства

- состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг)

- поставщики сырья и материалов, ориентировочные цены;

- альтернативные источники снабжения сырьем и материалами

- численность работающих сотрудников и затраты на оплату труда

- стоимость производственных основных фондов

- форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений

- годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции;

- стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете

Организационный план

 

- список необходимых сотрудников

- организация работы

- распределение функций и задач в коллективе

- привлечение сторонних организаций и специалистов

- затраты на персонал

- календарный план мероприятий по запуску проекта

Маркетинговый план

 

- каналы рекламы и затраты на нее

- способы продвижения компании и ее продукции (услуг)

- прогнозируемый эффект от маркетинга – объем продаж, количество клиентов и сделок

- преимущества и недостатки продукции относительно конкурентов

- конечные потребители; особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект

- организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта)

- обоснование цены на продукцию (метод установления цены, конкурентоспособность цены, возможные скидки, надбавки)

- программа по организации рекламы, примерный объем затрат

Финансовые показатели

 

- описание системы налогообложения и других условий финансовых расчетов

- список этапов проекта, их стоимость (основные направления вложений финансовых средств по проекту)

- предложения внешним инвесторам (возможный объем заимствований, предполагаемый процент выплат по займу);

- описание возможного залога, гарантий, поручительств при займе

Оценка рисков

 

список основных проблем, с которыми может столкнуться компания, их возможные последствия и план мероприятий по их минимизации

Резюме проекта

 

компактное изложение содержания всего документа на нескольких страницах, здесь важно правильно расставить акценты с учетом адресата и цели подготовки бизнес-плана

 

- краткое описание компании (наименование, история развития, учредители и их доли, успешно реализованные проекты, область деятельности)

- название проекта и краткое описание проекта

- цели проекта

- коммерческий продукт проекта, его краткая характеристика;

- ресурсы проекта (общая стоимость проекта, потребность в дополнительных финансах и сумма собственных вложений, потребность в человеческих ресурсах)

- показатели социально-экономической и финансовой эффективности проекта (прибыльность, срок окупаемости, количество уплачиваемых налогов)

- описание рынка, конкурентные преимущества продукта / услуги проекта

- команда проекта (деловая характеристика основных участников и их предыдущих успехов, важных для реализации предлагаемого проекта)

- стратегия маркетинга (планируемая доля рынка через 3-5 лет, методы продвижения)

- условия привлечения инвестиций (процент выплат по займу, размер получаемой прибыли на инвестиционный капитал, условия выхода инвестора из проекта, приемлемые для заявителя)

 


Дополнительная информация в данном разделе: