Из абитуриентов – в умники

Этой зимой Егор Зуев, участник Межвузовской лаборатории инновационных проектов WiSeNet Lab, сдаёт свою первую сессию в МАТИ. Не прошло и месяца, как он получил специальный приз от организаторов видеоконкурса Innostar за свой проект «Парагипервиртуализация», который позволяет использовать на мобильных устройствах сразу две хорошо известные операционные системы – Android и Windows XP.

Егор_Зуев
«Люди скорее будут делать более массивные и мощные ЭВМ, чем попробуют их оптимизировать», – Егор Зуев

 

Ещё будучи абитуриентом, Егор стал победителем программы «УМНИК» в области информационных технологий «за предложенный способ управления Windows-приложениями под открытой ОС». Теперь он не только студент-первокурсник, но и одновременно научный сотрудник в своём вузе и в МИЭМ НИУ ВШЭ. Из беседы с ним я живо вообразила, что все полки в его доме загружены сертификатами с успешно пройденных курсов. А из-за занятости везде и сразу и, кажется, неуёмной погони за знаниями насладиться студенческой жизнью Егору просто некогда. Я расспросила его о том, как ему удалось ещё на школьной скамье достичь того, о чём мечтают старшекурсники, о том, чего ждать от российских информационных технологий в ближайшем будущем и как надо правильно рассказывать о научных изобретениях.

 

Егор, как расшифровывается это слово – «парагипервиртуализация»?

– «Пара» означает, что запускаются две системы. «Гипер» говорит о том, что это неполная виртуализация, которая обеспечивает лучшую скорость. Ну а виртуализация – преобразование кода из одной архитектуры компьютера в другую.

 

В каком возрасте ты увлёкся компьютерными технологиями?

– Лет с шести, хотя помню очень смутно. Папа у меня хирург-стоматолог, раньше сам любил всем этим заниматься – купил мне первый компьютер, показывал простейшие команды. Сначала я, конечно, больше играл, а потом появился интерес создавать что-то своё. Мои самые первые проекты – простые игры, отдельно занимался и графикой, и музыкой. Я до сих пор не оставляю это: в основном выпускаю «шутеры», разве что за последние полтора года сделал две интеллектуальные игры.

 

Класса с седьмого я занимаюсь виртуализацией, со школы любил запускать через эмуляторы разные операционные системы на Windows Mobile, затем стал заниматься системным программированием. Когда появился Android, я начал писать программы под него.

 

Школа тебе помогала? Или скорее не мешала?

– Школа была с углублённым изучением английского, информатики не было вообще. Меня разве что дедушка возил в МГТУ им. Баумана на простейшие курсы, и я получил там свои первые сертификаты. Сейчас я, согласно сертификатам, мастер по 2D-, 3D-графике, расширенный пользователь ПК, Corel Draw, Photoshop, владею языками веб-программирования, C++ и многое другое. Всё с отличием.

 

А почему выбрал МАТИ?

– Я считаю, что ни один вуз не даёт нужных знаний, порой надо всему учиться с нуля, поэтому решил пойти в какой-нибудь вуз «попроще», чтобы иметь возможность параллельно проходить сертификации в тех компаниях, где хотел бы и мог трудоустроиться, – в «Лаборатории Касперского», например.

 

В моей профессии часто приходится сталкиваться с людьми, подобными мне. Хотя они порой значительно старше меня, мы работаем над совместными проектами, и они делятся своим жизненным опытом. Они тоже считают, что вузы, по сути, дают какие-то шаблонные знания, а специализированные – для того, чем человек хочет впоследствии заниматься, – не дают. Даже в МГТУ им. Баумана только на последних курсах проходят сертификацию в CISCO и занимаются веб-программированием. Это то, что в МАТИ на кафедре интернет-технологий идёт на первых курсах. Я очень уважаю именно эту кафедру и неслучайно шёл в МАТИ – они сразу дают нужную практику.

 

Практический подход – это для всех?

– Главное – определиться. Если люди не могут определиться по жизни, то им как раз лучше идти на такие кафедры, благодаря которым они на 100% будут знать, чем займутся после окончания вуза, будут готовыми специалистами для определённой компании. Если люди и сами знают, чего хотят, то лучше идти на более «общие» направления. Лично я хочу освоить как можно больше, чтобы быть не узкозаточенным специалистом, а мастером широкого профиля.

Церемония_награждения_конкурса_Innostar
На церемонии награждения конкурса Innostar

 

Ты видишь перспективы в сфере IT в России?

– Сейчас эта область развивается, но не так, как мне бы хотелось. Мне жаль, что по грантам нередко проходят какие-то непонятные социальные проекты, а многие интересные идеи в моей области просто-напросто «гасят». Хотя некоторые ребята, к сожалению, не умеют представить свои проекты, и поэтому их никто не понимает.

 

Должен ли учёный уметь доступно изложить свою идею?

– Конечно, это тоже относится к его деятельности. Так же, как он должен знать английский язык и понимать, что такое монетизация и как нужно представить свой продукт и идею. Технологию надо уметь объяснить на пальцах, ведь конечному пользователю не интересны детали: главное – результат. Если вещь универсальная и конкурентов нет, то о механизмах и тонкостях можно и не говорить: это мало кого интересует.

 

На «УМНИК» ты попал ещё в школе?

– Да, так получилось. Прошлой зимой в Бауманке проходил конкурс: делаешь проект – и поступаешь без ЕГЭ. Я выступил с системой виртуализации, представлял эмулятор, который работает в обычной html-странице: открываешь – а там DOS, в котором можно печатать. Проект не одобрили, и я оказался на последних местах, и у меня была жуткая депрессия: победил программируемый калькулятор. Но зато на меня обратили внимание в МАТИ и пригласили выступить на Гагаринских чтениях. Там были представители из других вузов – из МИЭМ, Высшей школы экономики. И меня нашла межвузовская лаборатория: уже в ней я готовился к «УМНИК». Мне сказали, что я самый молодой участник: впервые к ним пришёл абитуриент – и сразу стал первым.

 

А как тебе удаётся уже на первом курсе сидеть на нескольких «стульях» сразу – и студент, и научный сотрудник, и разработчик?

– Меня приглашают – и на дополнительные программы. В вузе мне идут навстречу: я могу изучать только то, что нужно мне, и не сидеть на истории или химии. Но сплю я три часа в сутки – хочу за три года закончить МАТИ, а потом пойти в МИЭМ – они объединились с Высшей школой экономики. Работаю я, кстати, с 15 лет – в лагере в Черногории преподавал маленьким детям 3D-моделирование. Уже через пару недель они были практически специалистами.

 

Какие есть новые идеи и проекты?

– Например, «расшаривание» видеокамеры на html-странице – можно общаться без всяких Skype и наблюдать за тем, что снимает камера, просто открыв интернет-браузер. Ещё одно направление, которое меня увлекает, – это искусственный интеллект. Людей сейчас особенно интересует импортирование старых компьютерных игр на современные мобильные устройства. Вот парагипервиртуализация позволяет не адаптировать их, а устанавливать и запускать напрямую – через Windows. Но эту технологию нужно ещё довести до совершенства. Пока мне не хватает специфических знаний, я её отложил.

 

Вообще я занимаюсь проектом один-два месяца. Но, если мне не хватает знаний или пропадает интерес, я оставляю его и возвращаюсь к нему через год. Монотонность – это плохо: падает производительность, поэтому надо переключаться.

 

Не боишься, что тебя кто-нибудь опередит?

– Совсем нет. Когда есть конкуренция – даже интереснее. Но опыт показывает: люди скорее будут делать более массивные и мощные ЭВМ, чем попробуют их оптимизировать. А решения могут быть на поверхности – всё гениальное просто.

 

 

Источник: S&T RF