Пряник для малого бизнеса в 300 000 рублей. Мифы


            Маршрутное такси, которое отвозит вас на работу, ваш мастер-парикмахер, кафе в котором вы обедаете, автомастерская, где вы ремонтируете свое авто, частный детский сад, куда отводите каждое утро своего ребенка, юридическое бюро, в которое идете за помощью в решении своих проблем, ваша «тренажерка» или «качалка», доставка пиццы или иных яств, которыми балуете себя время от времени и ещё много всего, из чего складывается ваша привычная жизнь – это малый бизнес вокруг нас. Эти небольшие фирмы – «ООО-шки» и «ИП-шки», - созданные людьми, которые в силу целого ряда обстоятельств собственной жизни приняли важное и непростое решение - зарабатывать своим трудом, ни на кого не надеясь.
            Малый бизнес – это наши друзья и родные, которые каждый день создают привычную для нас комфортную городскую среду.
 
 
Пряник для малого бизнеса в 300 000 рублей. Мифы
 
                                                                                                                Победители конкурса начинающих
                                                                                                                предпринимателей «Томск. Первый шаг»
 
            Малый бизнес – гордая птица. Он не играет в азартные игры с государством, не любит быть в долгу перед чиновниками и их далекими от народа боссами. Наверное, поэтому идут прахом все планы, программы и стратегии «большого брата» по поддержке бизнеса. Малый бизнес, который как потопал, так и полопал, на собственной шкуре знает - бесплатный сыр может быть только в мышеловке.
            Однако, какой заманчивый кусок предлагает Город – весом в 300 тысяч рублей. На раздаче пряников – Департамент экономразвития городской администрации.
            В разных регионах чиновники называют эти пряники по-разному – «субсидия», «грант», «финансовая поддержка». В Томске – это «субсидии начинающим предпринимателям, победителям конкурса «Томск. Первый шаг». Суть проста: написать бизнес-план, выиграть конкурс, честно потратить свои 300 000, а затем получить их из бюджета обратно.
            Вокруг субсидий малому бизнесу, как вокруг явления непонятного и даже таинственного, со временем сложились мифы, которые, к сожалению, являются не эпическими сказаниями, а страшилками для глупых и непослушных детей. Вот некоторые из них:
 

            1. Получить субсидию проще простого – открою ООО «Рога и копыта», сорву куш и закроюсь!

            Подавая заявку на конкурс, нужно иметь ввиду - фирмам-однодневкам, открывающим рот только лишь для получения пряника от государства, этот самый пряник придется разделить с налоговой, пенсионным, фсс-сом, работниками, которые наняты «для галочки» и прочее. Но для «взаправду» работающего бизнеса, вернуть из уже потраченных на дело сотен тысяч рублей обратно кровные 300 тысяч деревянных – это весомо.
            Для иллюстрации рассмотрим пример - парикмахерскую в форме ООО, состоящую из директора (официальная заработная плата 10000 рублей в месяц) и одного работника (заработная плата 8000 рублей в месяц). В месяц расходы на заработную плату составят (10000 + 8000) + 18000х30% = 23400 рублей, из которых 2340 - это удержанный и перечисленный за работников НДФЛ, а 5400 рублей - обязательные начисления на фонд оплаты труда (30% от заработка). В год расходы на работников составят 280800 рублей. Налог от основной деятельности для парикмахерской (ЕНВД) из двух работников за год составит 27000 рублей. Итого за год деятельности на оплату труда и налоги будет потрачено 307800 рублей.
            Таким образом, примерно ту же сумму, которая будет возвращена за счет субсидии, парикмахерская за год тратит на оплату труда и налоги. Выгодно ли год создавать не работающую фирму только лишь для получения 300 000 рублей – очевидно, что нет.
 
            2. Кому нужна эта субсидия!? С неё ведь придётся платить налоги!
            Грубейшая ошибка, которую нередко допускают даже консультирующие бухгалтеры. Субсидия действительно является налогооблагаемой. НО. Налоговое законодательство предоставляет каждому получателю субсидии возможность свести к нулю подлежащий к уплате налог:
 
 
            Таким образом, в случае получения субсидии, платить придется налоги от предпринимательской деятельности, которые работающий малый бизнес и так платит, в основном в рамках специальных режимов:
            - «упрощёнки», при которой платится 6% со всего дохода или 10% с разницы между доходами и расходами бизнеса,
            - «Е-ЭН-ВЭ-ДЭ», при котором налоговое бремя составляет 15% от определенной фиксированной суммы с одного физического показателя (например, ИП-парикмахерская, состоящая из одного работника, платит ЕНВД в размере 15% от 7500 рублей. Итого в год 13500 рублей).
 
             3. Чем больше напишу в бизнес-плане работников, тем больше шансы получить деньги.
            Ещё одна грубая ошибка, от которой страдает в конечном итоге сам горе-работодатель.
            Так, для сведения: предпринимательские проекты, хотя и проверяют чиновники, но это, как правило, не очень глупые, имеющие определенный жизненный опыт люди, которые в состоянии понять, что начинающий автомеханик с гаражным боксом на одну машину не в состоянии в течение года дать работу шестерым официальным работникам. В лучшем случае, он обеспечит работой себя и ещё одного трудягу на полставки.
            Большое количество работников свидетельствует либо о том, что предприниматель уже вложил в проект миллионы (что и правда бывает, но не так часто), либо о том, что предприниматель совсем не понимает, что делает и явно переоценивает свои возможности.
 
            4. Надо просить, меньше, чем 300 000, чтоб не подумали, что я жадный до бесплатных денег!
            Просить, конечно, можно и меньше 300 000, например, 299 999 рублей, 100 рублей, 1 рубль. Но зачем, когда можно и нужно получить 300 000? Одним словом, загадка русской души.
 
            5. Если у меня будет самый толстый бизнес-план, мне точно дадут денег!
            Толстый бизнес-план, наполненный аналитикой, сложными расчетами с задранными выше потолка графиками и статьями из википедии – это хорошо, но только в том случае, если вы идете за деньгами один в гости к крутому дяде инвестору - бизнес-ангелу.
            Для участия в конкурсе начинающих (!) предпринимателей, конечно, нужен бизнес-план. Но из этого бизнес-плана должен быть виден человек, который понимает реальные перспективы своего бизнеса или, как минимум, то, что в бизнес-плане написано. Поэтому, будет лучше, если вы к самостоятельно просчитанному, немногословному бизнес-плану, приложите толстую пачку фотографий своей продукции, счастливых клиентов и чистого офиса.
           
            6. Редко кто выигрывает эти конкурсы! Подам на конкурс проект-мечту, авось не выиграю.
            Бывает и такое.
            Во-первых, участвуя в конкурсе нужно как минимум рассчитывать на победу, иначе, зачем участвовать.
            Во-вторых, предполагается, что участники конкурса хоть и являются начинающими предпринимателями, но, по крайней мере, начали что-то делать для бизнеса, а не сидят и ждут субсидию.
            Сложнее всего приходится именно тем, кто не надеялся на победу и подал заявку «на авось». Как правило, начиная бизнес люди редко представляют себе реальные сроки организации своего дела: найти офис, сделать ремонт, закупить оборудование, найти работников и прочее, - всё это может занять не один месяц.
          
            Это самые основные ошибки, которые из конкурса в конкурс допускаются участниками. Тем не менее, делать ошибки и учиться на них, если на чужих не получилось – это в человеческой сущности.
            В заключение хотелось бы привести в пример нас - предпринимателей, которым удалось выцепить пряник в 300 000 рублей из когтей «большого брата»:
 
            Индивидуальный предприниматель Клименко Светлана Павловна
            Проект - «Клуб семейного образования «ВыСоты»
            Адрес: ул.Советская, 98, оф.2, e-mail: Klimenkosp@mail.ru
 
 
 
            ООО «Баракат. Кулинария Рахат»
            Проект – «Организация кулинарии татарской кухни «Рахат»
            Адрес: ул.Учебная, д.18, e-mail:
barakat-raxat@sibmail.com
 
 
 
            Индивидуальный предприниматель Егоркина Марина Витальевна
            Проект – «Открытие детского 3-D кинозала «Пионер»
            Адрес: г.Томск, ул.Герцена, д.61/1, e-mail:
3d-kino-pioner@mail.ru
 
 
 
            Индивидуальный предприниматель Суркова Галина Александровна
            Проект – «Прачечной «Чистюля»
            Адрес: г.Томск, ул.Московский тракт, 6/3, e-mail:
713690@mail.ru
 
 
 
            Индивидуальный предприниматель Малахова Ирина Владимировна
            Проект – «Салон-ателье «Артистка»
            Адрес: ул. Мокрушина, д.16,к.133, e-mail: imalahova@mail2000.ru
 
 
 
 
            Конкурс «Томск. Первый шаг» объявлен 26.10.2012!
            Участвуй сам и расскажи о конкурсе своим друзьям и родным!
 
За более подробной информацией можно обращаться:
на сайт mb.admin.tomsk.ru
по электронной почте mb@admin.tomsk.ru
 
в комитет по развитию инноваций
и предпринимательства администрации Города Томска
г.Томск, пер.Плеханова, д.4, каб.409, 410
телефон/факс (3822)52-70-88
 
и в городской центра поддержки малого и среднего бизнеса
администрации Города Томска
ул.Кузнецова 28 «а», каб.8
телефон 53-42-19