Что не стоит писать в бизнес-плане?

  • Сведения о «членах управленческой команды», которые на самом деле в нее не входят. Люди либо работают вместе с вами и входят в команду, либо нет. Будьте осторожны с «консультантами» — инвесторы часто выражают желание пообщаться с ними, поэтому убедитесь, что они в курсе вашего бизнеса. И вопреки распространенному мнению потенциальные инвесторы часто сначала читают биографии, а не просматривают аналитические данные, ведь они вкладывают деньги в первую очередь в людей, а уже потом в бизнес-планы. Так что постарайтесь охарактеризовать членов своей команды подробно и честно.
  • Фразы: «отсутствие конкуренции», «продукт (услуга), не имеющий аналогов», «огромный рынок», «простота реализации». Конкуренция присутствует всегда, как и шансы на существование аналогичных продуктов или услуг. Огромным рынок может быть лишь непродолжительное время, а реализация бизнес - проекта никогда не бывает простой. Поэтому не стоит употреблять данные словосочетания, а если Вы и пишете подобные слова, то подробно и грамотно аргументируйте свои утверждения.
  • Маркетинговые планы и данные, предполагающие, что вашу идею готов купить кто угодно, когда угодно и по любой цене. Опирайтесь исключительно  на реалистичные предположения!
  • «Приукрашенные» биографии основателей, членов совета директоров и т. д. Будьте правдивы!
  • Выражения о том, что финансирование обещано или обсуждается. Вы уже договорились о финансировании (и получили средства), либо нет. Третьего не может быть.
  • Финансовые прогнозы с разбивкой только по годам. Сделайте помесячный прогноз для первого года, отдельно показав первоначальное финансирование и операционные затраты, а затем поквартальную разбивку на 3–5 лет. Покажите, как и когда будет обеспечен возврат вложенных средств, при успехе проекта. Инвесторов интересует окупаемость своих инвестиций, а не ваши доходы. Покажите, когда вложенные деньги вернутся к ним.
  • Недостаточно точный анализ рынка. Если вы не можете оценить рынок в количественных показателях с точки зрения перспектив, заказчиков, рыночной доли и т. д., значит, вы не до конца разбираетесь в ситуации на этом рынке.
  • Приблизительные операционные затраты. Если вы собираетесь производить и продавать продукт или услугу самостоятельно, вы должны представлять себе все затраты — прямые, косвенные, постоянные и переменные, а также затраты на аутсорсинг, если вы планируете привлекать к работе другие организации.
  • Финансовые показатели, образующие кривую в форме хоккейной клюшки. J-образная кривая выручки, падающей в начале проекта и безгранично растущей в будущем, выглядит нереалистично и говорит о том, что вы недостаточно хорошо понимаете особенности конкурентной среды, ситуацию на рынке и расстановку сил.
  • Размер бизнес-плана не должен быть необоснованно большим. Только важные данные, не нужно «воды». Если потенциальный инвестор не будет представлен в работе за первые несколько страниц, следующие пятьдесят уже могут оказаться не состоятельными.

 

Дополнительная информация в данном разделе: