Submitted by Gabesi on
Правительство решилось позволить предпринимателям на конкурсной основе выполнять государственные функции в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения на льготных условиях при получении компенсаций из бюджета. Скептики опасаются снижения качества социальных услуг, оптимисты же утверждают, что бизнес сможет выполнять госфункции качественнее и дешевле
Агентство стратегических инициатив (АСИ) внесло в Минэкономразвития для утверждения «дорожную карту» по развитию негосударственного сектора в социальной сфере. Частные компании смогут управлять вновь созданными школами, детскими садами, больницами, домами инвалидов, престарелых, объектами культуры, получая плату из бюджета и налоговые послабления. Предполагается, что уже к 2018 году число детей, посещающих негосударственные дошкольные учреждения в России, может вырасти в 10 раз (до 15%). Доля финансирования негосударственных организаций образования и отдыха из региональных бюджетов увеличится в 30 раз (до 15% от общей доли финансирования на эти цели), а число регионов, внедряющих практики государственно-частного партнерства в социальной сфере вырастет до 70 (на сегодняшний день – 13). Такие целевые показатели содержатся в дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». В социальную сферу будут допущены не только некоммерческие организации (НКО), не имеющие права извлекать прибыль, но и предприниматели.
«Имеет место парадоксальная ситуация. Руководители государства призывают развивать конкуренцию в социальной сфере, граждане говорят, что нынешняя ситуация неприемлема, - говорит Лев Якобсон, первый проректор, заведующий кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора НИУ ВШЭ. - За последние годы выросло финансирование социальной сферы кратно, а удовлетворенность снизилась. И при этом по крайней мере продвинутая часть граждан понимает, что без конкуренции так всё и будет. Вот все вроде бы за. Потребители - за, бизнес, НКО – за. А дело не движется. Можно уже сейчас в посильной мере создавать давление негосударственных поставщиков на систему, что, помимо прочего, подталкивает к развитию конкуренции внутри государственного сектора».
В числе основных результатов, которые должны быть достигнуты к 2018 году - увеличение более чем в 8 раз объема финансирования программ социальной защиты, реализуемых частными организациями и НКО. Долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, предлагается увеличить почти в 7 раз – до 20% в общих расходах на выполнение территориальных программ ОМС, а рост финансирования негосударственных организаций в области образования и отдыха в общем объеме средств, выделяемых на данные цели из региональных бюджетов, должен составить не менее 15% (на сегодняшний день – 0,5%).
«Главное, что дорожная карта предусматривает создание равного конкурентного поля для частных компаний наряду с государственными, - говорит Алексей Сиднев, председатель правления НК "Мир старшего поколения". - Предполагается, что частный бизнес будет оказывать те же услуги, но более качественно и дешевле. Сейчас конкурировать трудно, поскольку госучреждения в социальной сфере не платят налоги на имущество, землю. Поэтому и предусмотрено введение налоговых льгот для частных компаний в сфере социальных услуг. При этом возможны разные схемы доходности. Это может быть и прямое финансирование из бюджета выигравших конкурс компании, это может быть и сертификаты. Например, бабушка собралась в дом престарелых, ей предлагают на выбор государственный и частный дом престарелых. Какой она выберет, туда бюджет и переправит средства на ее содержание. В итоге образуется здоровая конкуренция, которая приведет к повышению качества услуг и экономии бюджетных средств».
В России число государственных учреждений домов престарелых составляет 98% в то время как в США и Германии 90% в этой сфере – частные компании. В России сейчас 262 тысячи коек в домах престарелых. Ожидается, что к 2030 году из-за демографической «ямы» их число удвоится.
«Именно эту нишу и займет частный бизнес»
- говорит Алексей Сиднев.
«Дорожная карта» предусматривает широкий комплекс мер поддержки социального предпринимательства. В том числе передачу государственных социальных объектов в управление частным организациям и НКО на основе концессионных соглашений, субсидирование процентной ставки и предоставление государственных гарантий по кредитам. Будет упрощено регулирование СанПиНов, введены сертификаты для населения на получение «негосудартсвенных» услуг в социальной сфере.
«У регионов большая проблема с оказанием социальных услуг, будь то детские сады или поликлиники. Дорожная карта создает новые условия для вхождения бизнеса в эти сферы. Спрос на услуги большой, поэтому и перспективы бизнеса здесь очевидны»
- говорит Николай Николаев, вице-президент «ОПОРы России».
Вскоре в законы будут внесены изменения для обнуления ставки налога на прибыль организациями, осуществляющим образовательную и (или) медицинскую деятельность и имеющих численность занятых менее 10 человек. Также будут уравнены ставки налогов на имущество и прибыль для частных и государственных компаний. Также социальным предпринимателям будут предоставлять гарантии по кредитам, субсидировать процентные ставки.
«Нам с большим трудом удалось убедить некоторых чиновников, что частный бизнес может качественно и дешевле оказывать социальные услуги, - говорит Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан «Общественной палаты» РФ. - Сейчас только 1% соцуслуг оказывают частные компании, в то время как в Германии, например, 2/3. У нас государство не справляется в полной мере с этой функцией. Если организация одного места для ребенка в муниципальном детском саду обходится в 500-700 тысяч рублей, то в частном – 200 тысяч. Но частным компаниям очень трудно было конкурировать с муниципальными и государственными, поскольку последние почти не платят налогов, бесплатно пользуются зданиями».
Льготы по налогам на прибыль будут предоставлены и предприятиям, перечисляющим благотворительные взносы в НКО. Будет установлен и особый порядок получения сумм возврата налога некоммерческой организации при получении физическим лицом, перечислившим пожертвования в пользу этой некоммерческой организации, социального налогового вычета.
Немаловажными будут и изменения в закон «О концессионных соглашениях» в части распространения механизма платы концедента, в том числе, на социальные объекты, создаваемые в рамках концессионных соглашений.
"В России уже есть успешная практика заказа услуг у частного дома престарелых и частного детского сада со стороны органов власти, - говорит Анна Нестерова, заместитель руководителя направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив. - Бюджет получает экономию, поскольку частная компания всегда найдет больше способов для оптимизации процесса без снижения качества услуг. А концессионные соглашения, когда предпринимателю в течение длительного времени гарантированы выплаты из бюджета, только повысят привлекательность социального бизнеса".
Предлагается также внедрить механизм предоставления некоммерческим организациям социальной сферы нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе.
«Когда мы подключаем НКО, обычные, опять же, возражения, сомнения, риски, - говорит Лев Якобсон. - О каких рисках идет речь: а не будет ли там злоупотреблений, а не будут ли квази-НКО маскироваться под НКО? При нынешнем законодательстве будут непременно. Ну, так что, ждать идеального законодательства об НКО? Значит, надо работать над законодательством, но вместе с тем делать что-то сегодня. Вот такой подход – делать что-то сегодня – и вместе с тем ориентироваться на возможности будущего этапа, когда в полной мере заработают подход – это то, что мы пытались заложить в дорожную карту».
Минимальную маржинальность от конкурсного бюджетного финансирования частные организации социальной сферы могут компенсировать за счет оказания дополнительных платных услуг. Что касается НКО, то их участие в социальном бизнесе предусматривается именно для развития конкуренции с государственными учреждениями. НКО могут получать доходы в виде грантов или спонсорской помощи и направлять средства на выполнение уставных функций, что повысит качество услуг.
«В наших условиях отдавать социальную сферу частному бизнесу преждевременно, - считает Татьяна Чубарова, директор Центра экономической теории социального сектора института экономики РАН. – Вот, к примеру в Сингапуре действует система платных медицинских листов. Если бы у нас действовала эта система, то можно было бы вводить частный бизнес в социальную сферу. Большой вопрос – контроль качества оказания таких услуг».
Анна Тихомирова, победительница премии «Бизнес-Успех» в номинации «Социально ответственный предприниматель» считает, что социальное предпринимательство не будет развиваться без специальной подготовки кадров:
«У нас часто путают бизнес и социальное предпринимательство. Пока что наблюдается разделение: одни умеют делать деньги, другие умеют лечить, учить и так далее. Редко, когда это совпадает. Развитие социального предпринимательства сдерживают не столько законы, сколько отсутствие компетенций», - уверена Анна Тихомирова.
Подготовкой социальных предпринимателей государственные вузы не занимаются. Пока такой опыт есть у частных компаний. В частности, у «РУСАЛа», который содержит по своей инициативе сеть центров инноваций социальной сферы.
«Мы уже больше года развиваем сеть инновационных центров социальной сферы, в которых обучаем социальному предпринимательству и видим, что в эту сферу бизнеса люди идут очень охотно, - говорит Илья Пестриков, руководитель социальных проектов компании «РУСАЛ». - И очень важно, что социальные учреждения сейчас переводят из гарантированного бюджетирования на конкурсное. Это откроет новые возможности самозанятости для населения, это и новые перспективы для малого бизнеса».
«Дорожная карта» предусматривает стимулирвоание ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере. Также планируется организовать в некоторых регионах пилотные проекты, предусматривающие привлечение негосударственных управляющих компаний в сферу управления объектами социальной инфраструктуры. Будет также распространена практика передачи на аутсорсинг отдельных видов услуг, оказываемых государственными предприятиями и учреждениями.
«Один из успешных примеров аутсорсинга – так называемая частная «скорая помощь» в Перми. Начинали с того, что предоставляли горздраву парк автомобилей, - говорит Илья Пестриков. - Оказалось, что пользоваться услугами частной автокомпании для бюджета выгоднее и аварийность ниже. Теперь выросли до того, что формируют частные бригады врачей, что тоже бюджету обходится дешевле, а у врачей выше зарплата».
«Дорожная карта» предусматривает сокращение и упрощение отчетности медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в системе ОМС, сокращение перечня статей расходов, по которым нормируются затраты на оплату медицинской помощи по ОМС. Медицинским негосударственным организациям разрешат направлять часть средств, сэкономленных по отдельным статьям расходов, включенным в тариф оплаты медицинской помощи по ОМС, на другие виды расходов. Из закона исключат и запрет коммерческим организациям оказывать образовательные услуги в качестве основного вида деятельности.
«Сегодня очень много ненужных барьеров, зачастую идеологизированных, - говорит Лев Якобсон. - Вот совсем недавно вступил в действие новый закон об образовании. И в нём записано, что в образовательной сфере негосударственные, ну, и муниципальные структуры могут действовать только в форме некоммерческих организаций. Между тем как множество частных школ, нормально работающих, являются в действительности предпринимательскими структурами. Но они вынуждены маскироваться. Чем меньше склонен предприниматель маскироваться, тем меньше шансов, что он придёт в сферу образования. Вот кому это нужно? Мне не понятно».